«Почему наше общество так боится урока «Основы духовно-нравственной культуры народов России»?

Эту актуальную проблему раскрыла учитель русского языка и литературы МБОУ «СШ № 33» г. Смоленска Е.В. Купреева на секции «Актуальные проблемы духовно-нравственного воспитания обучающихся в школе» международной межшкольная научно-практическая конференция «Современное образование. Педагог и ученик в творческом диалоге», которая проходила 17 марта 2017 года в МБОУ «СШ №17» г. Смоленска.

Почему наше общество так боится слова «нравственность», или нужен ли в школах урок «ОДНКНР»?

Слово «нравственность» и производные от него часто используется нами в жизни. «Нравственная проблематика», «нравственный поступок», «безнравственное поведение». Казалось бы, слово, как слово. И ничего страшного в нём нет.

Но почему в последнее время вдруг этого слова так стали бояться? Не потому ли, что оно в очередной раз заставляет взглянуть на себя по-новому, критически, оценивающе.

В феврале 2015 года Святейший Патриарх Кирилл предложил разработать продолжение курса «Основы религиозной культуры и светской этики» (ОРКСЭ). Оставить преподавание курса только в 4-х классах, по словам Святейшего Патриарха, «значило бы свести на нет все усилия, предпринятые в последние годы Церковью, государством и обществом по духовно-нравственному воспитанию школьников».

Результатом этого предложения стало появление нового предмета «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР).

В письме Министерства образования и науки от 25.05.20015 «Об изучении предметных областей ОРКСЭ и ОДНКНР» читаем: «Предметная область ОДНКНР является логическим продолжением предметной области ОРКСЭ начальной школы. В рамках предметной области ОДНКНР возможна реализация учебных предметов, учитывающих региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации».

Вокруг данного события разгорелась острая полемика. Общество разделилось на сторонников и противников введения данного курса в школьное преподавание. Форумы заполнили возмущённые и порой даже гневные, отклики родителей, дескать, «школа должна учить математике, русскому, английскому, а то учить нормально не могут, и еще лезут туда, куда не просят. Да еще, наверное, за счет какого — нибудь основного предмета вводят. Я ребенка в школу отдала за знаниями, а не чтобы ему там мозги промывали».

Однако, хочется сказать всем этим господам (и родителям, и некоторым коллегам), что курс ОДНКНР не ставит своей целью «завербовать» в религиозную секту, не призывает стать верующим. Основной целью курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» является формирование общечеловеческих ценностей, первоначальных представлений об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России. Результатом обучения должно стать пробуждение интереса к культуре других народов, сформированность таких личностных качеств, как способность к равноправному объединению, сотрудничеству, взаимодействию.

Получается, что школа должна учить, но не воспитывать. А мне вспоминается статья из Учительской газеты за 2016 год (№17) преподавателя педагогического колледжа Республики Башкортостан Р. Хайрвариной «Не доверяю образованности», где она приводит пример из жизни: «Один директор школы посылал это письмо каждому учителю, которого брал на работу: «Уважаемый учитель! Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: как учёные инженеры строят газовые камеры; как квалифицированные врачи отравляют детей; как обученные медсёстры убивают младенцев…Поэтому я не доверяю образованности. Я прошу Вас: помогайте ученикам стать людьми. Чтение, письмо, математика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ»

Вот и возникает вопрос: так нужен ли нам урок ОДНКНР в школе, который продолжает освоение духовно-нравственной культуры, начатое в начальной школе, и  способствует непрерывному нравственному образованию и воспитанию школьников?

 

Comments are closed, but trackbacks and pingbacks are open.