VI Рождественские Парламентские встречи. Круглый стол: «Роль духовно-нравственных ценностей в формировании личности в образовании»
Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, г. Москва, ул. Б. Дмитровка, 26
25 января 2018 года, 11.00
Ваши Высокопреосвященства, дорогие братья и сестры,
уважаемые участники круглого стола!
Благодарю организаторов VI Рождественских Парламентских встреч за возможность представить на столь высоком уровне позицию Смоленской митрополии относительно тех мер, которые необходимо принять для решения задачи организации системного непрерывного преподавания дисциплин духовно-нравственного цикла в образовательных организациях. Важно, что эта позиция выработана в сотрудничестве с Администрацией региона, отраслевыми органами государственной власти Смоленской области, представителями педагогического сообщества. Возможности практической реализации этих мер будут представлены на опыте Смоленской области по созданию региональной системы духовно-нравственного воспитания и образования подрастающего поколения.
Прежде всего, необходимо отметить, что сегодня сохранение и развитие традиционных российских духовно-нравственных ценностей отнесено к числу государственных национальных интересов. Это закреплено в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Президент России В.В. Путин в Слове к участникам Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви 1 декабря 2017 года подчеркнул, что от успеха сотрудничества государства и Церкви в сфере здравоохранения, культуры, образования во многом зависит безопасность страны. Позвольте процитировать высказывание российского Президента: «Все больше людей смотрит на Россию как на ориентир незыблемых традиционных ценностей, здравого человеческого бытия. Убежден, чтобы достойно ответить на вызовы будущего мы должны отстаивать справедливость, истину, правду, сохранить свою самобытность и идентичность, опираться на нашу культуру, историю, духовную ценностную основу. Идти вперед, впитывая все новое и передовое и оставаться Россией навсегда».
Необходимым условием выполнения этой стратегически важной для российского государства задачи является эффективная деятельность образовательных организаций всех уровней по духовно-нравственному воспитанию и образованию детей, подростков и молодежи. Неотъемлемой частью этой деятельности должно стать обеспечение непрерывного преподавания дисциплин духовно-нравственного цикла в общеобразовательных школах.
Для успешной организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию и образованию детей в образовательных организациях необходимо, на наш взгляд, следующее.
1. Наличие на федеральном уровне необходимого нормативного регулирования, позволяющего регионам с учетом политических, социальных, прежде всего этнических и конфессиональных, особенностей обеспечить целенаправленную, непрерывную деятельность образовательных организаций в названной сфере.
Речь идет о необходимости организации преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» на основе преемственности с комплексным учебным курсом «Основы религиозных культур и светской этики» и вариативности содержания предмета, в том числе с включением в предметы гуманитарного цикла. Данное положение необходимо закрепить в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования. Важно инициировать разработку и включение в федеральный перечень учебников и учебно-методических комплексов, предусматривающих реализацию модульного принципа преподавания «Основ духовно-нравственной культуры народов России».
На сегодняшний день курс «Основ религиозных культур и светской этики» (1-4 классы) представлен шестью образовательными модулями и включен в обязательную часть учебного плана образовательной организации, для каждого модуля разработан учебно-методический комплекс, включенный в федеральный перечень учебников. Предметная область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5-9 классы) не предполагает включения этой дисциплины в обязательную часть учебного плана. Определены только общие требования к реализации данной предметной области, отсутствуют обязательные требования к распределению учебных часов для изучения данной области в каждом классе. Нет учебно-методических комплексов, закрепленных в федеральном перечне учебников, которые бы обеспечивали преемственность и непрерывность преподавания данного курса.
Например, в 5-9-х классах общеобразовательных организаций Смоленской области реализуются:
- учебные курсы «Основы духовно-нравственной культуры народов России», «История православной культуры земли Смоленской», «Основы православной культуры», «Литература Смоленщины», «Мировая художественная культура» и другие (в 50% общеобразовательных организаций);
- тематические модули в таких учебных предметах, как: история, музыка, литература, изобразительное искусство, география (более чем в 25% общеобразовательных организаций).
При этом в большей части общеобразовательных организаций (свыше 80%) данная предметная область реализуется также через курсы внеурочной деятельности, такие как: «Основы православной культуры», «Истоки», «Преображение», «Доброслов», «Воспитай свое сердце» и другие. Это нарушает целостность освоения данной предметной области и не обеспечивает достижение планируемых результатов в полном объеме.
Кроме того, если в начальной школе родители могут выбирать один из модулей учебного курса, то в основной школе такой выбор не предусмотрен.
Например, в 207-2018 учебном году в Смоленской области модуль «Основы православной культуры» изучают 83% школьников, модуль «Основы светской этики» – 15%, модуль «Основы мировых религиозных культур» – 1,97%, модуль «Основы исламской культуры» – 0,02%, модуль «Основы иудейской культуры» – 0,01%. Эти показатели свидетельствуют о необходимости вариативности курса даже для регионов Центральной России.
2. Принципиально важным является обеспечение на уровне регионов высокого уровня соработничества органов государственной власти, органов местного самоуправления, Русской Православной Церкви, других традиционных конфессий, научного и педагогического сообществ. Это позволит организовать не декларативную, но реально функционирующую систему непрерывного духовно-нравственного образования и воспитания, урегулированную соответствующими региональными нормативными правовыми актами.
В настоящее время Смоленская область относится к числу тех российских регионов, в которых эффективные церковно-государственные отношения позволили создать стройную систему духовно-нравственного образования и воспитания. Истоки этой системы, основы и модель государственно-церковного партнерства в сфере образования, как и во многих других сферах, были заложены в конце 80-х годов прошлого столетия Святейшим Патриархом Московским Кириллом, более 25 лет возглавлявшим Смоленскую кафедру.
В 1989 году состоялось первое заседание круглого стола на тему: «Точки соприкосновения духовного и материального в вопросах нравственного воспитания молодежи». В 1992 году в г. Смоленске начали проводиться первые семинары для учителей с участием священников.
В 1999 году в Смоленской области – одной из первых в России, был подписан Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской и Калининградской епархией Русской Православной Церкви. Этот договор стал базовым документом, определившим современный вектор сотрудничества государства и Церкви в этой сфере. В настоящее время действует Договор о сотрудничестве в сфере образовательной, социальной и культурно-просветительской деятельности между Администрацией Смоленской области и Смоленской митрополией, подписанный в 2015 году.
В 2003 году создан Координационный совет при Администрации Смоленской области по развитию системы духовно-нравственного воспитания, активно работающий в настоящее время. Одним из самых значительных результатов работы Координационного совета является разработка Концепции развития системы духовно-нравственного воспитания детей и молодежи в культурно-образовательной среде Смоленской области, утвержденной распоряжением Администрации Смоленской области в 2014 году. Цель Концепции — развитие системы духовно-нравственного воспитания, способствующей формированию внутренних структур личности и присвоению ею базовых национальных ценностей, отраженных в культурно-историческом наследии России и Смоленской области. Концепция представляет собой ценностно-организационную основу взаимодействия образовательных организаций с другими субъектами культурно-образовательной среды Смоленской области — семьей, общественными и религиозными организациями, учреждениями культуры и спорта, средствами массовой информации. Взаимодействие субъектов культурно-образовательной среды рассматривается как ведущее условие духовно-нравственного воспитания детей и молодежи.
При поддержке Координационного совета реализуется система мероприятий по духовно-нравственному воспитанию детей и молодежи. В городах Вязьма и Рославль созданы Духовные православные центры. Действует региональная общественная организация «Ассоциация православных педагогов». Ежегодно проводятся Елизаветинские, Сретенские, Тенишевские чтения, областной фестиваль «Отечество мое православное», научно-практическая студенческая конференция «Шаг в науку» и другие мероприятия. Создан интернет-портал «Культурное наследие Земли Смоленской», на региональных телевизионных каналах транслируются передачи, представляющие истоки народной и духовной культуры, опыт педагогов Смоленской области в сфере духовно-нравственного воспитания.
Одним из результатов конструктивного государственно-церковного сотрудничества в сфере духовно-нравственного воспитания и образования детей и молодежи является реализация с 2015 года в Гагаринском и Сафоновском районах Смоленской области регионального пилотного проекта «Непрерывное духовно-нравственное воспитание обучающихся 2-4-х и 5-8-х классов во внеурочной деятельности». В проекте задействованы свыше 3700 обучающихся из 39 школ (56% от общего числа школьников этих районов), 266 педагогов и более 70 социальных партнеров. Удовлетворенность реализацией проекта среди обучающихся составляет 90%, среди родителей – 76%. За время реализации пилотного проекта осуществлено свыше 200 социальных практик и локальных проектов, таких как «Мы строим Православоград», «О чем молчат разрушенные храмы», «В объективе – святыни малой родины» и другие. В 2018 году планируется проведение заседания Коллегии Департамента Смоленской области по образованию и науке, на котором будут рассмотрены вопросы распространения опыта реализации данного проекта в другие муниципалитеты области.
Особое значение в эффективном функционировании и развитии региональной системы духовно-нравственного воспитания имеют Региональные Рождественские образовательные чтения, которые признаны самым масштабным социально-образовательным форумом региона. В III Региональных Рождественских чтениях, состоявшихся в октябре — декабре 2017 года, приняли участие представители Смоленской митрополии, Смоленской областной Думы, Администрации Смоленской области и профильных областных департаментов, органов местного самоуправления, Смоленского областного института развития образования, образовательных организаций всех уровней образования, представители силовых структур, казачества. В работе 9 профильных секций участвовало более 600 человек из всех районов Смоленской области. Самой масштабной стала секция «Соработничество Смоленской митрополии и образовательных организаций в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения». Впервые состоялась Рождественская Парламентская встреча, на которой обсуждались вопросы взаимодействия органов государственной власти, Церкви и социальных институтов в формировании и становлении личности гражданина России.
В ходе проведения Рождественских чтений достигнута договоренность с Департаментом Смоленской области по образованию и науке об обращении в Минобрнауки России с инициативой внесения в федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» раздела «Духовно-нравственное воспитание» и с инициативой рассмотрения на уровне Министерства вопросов, связанных с обеспечением непрерывности преподавания дисциплин духовно-нравственного цикла в общеобразовательных школах.
3. Не менее важной является задача организация подготовки будущих педагогов и повышение уровня квалификации учителей. Святейший Патриарх Кирилл отмечал: «Личность настоящего учителя оставляет добрый след, который остается навсегда. Поэтому так важно, чтобы учитель не останавливался на достигнутом, пребывал в непрестанном процессе духовного, профессионального и интеллектуального роста».
В Смоленской области педагоги, преподающие дисциплины духовно-нравственного цикла, регулярно проходят курсы повышения квалификации, которые проводятся Смоленским областным институтом развития образования совместно со Смоленской Православной Духовной семинарией. На региональном уровне этот процесс выстроен системно. В 2017 году Смоленский педагогический колледж начал проведение выездных курсов повышения квалификации для педагогов, преподающих курс «Основы религиозных культур и светской этики». Кроме того, в Смоленском педагогическом колледже с 2014 года реализуется авторский курс «История духовно-нравственного идеала», прохождение которого является обязательным для студентов всех специальностей. Курс направлен на формирование у будущих педагогов мировоззренческой основы и системы убеждений, которые позволят им продуктивно осуществлять духовно-нравственное воспитание учеников начальной школы.
Развивается сотрудничество Смоленской митрополии со Смоленским государственным университетом. В сентябре 2017 года было подписано Соглашение о сотрудничестве между Смоленской епархией и Смоленским государственным университетом, главной целью которого стало создание в университете магистерского направления по теологии. Убежден, что реализация соглашения будет способствовать развитию системы подготовки студентов, выбравших педагогические специальности, к преподаванию дисциплин духовно-нравственного цикла.
В завершении позвольте выразить уверенность в том, что те усилия, которые сегодня прилагаются государством, Русской Православной Церкви, педагогическим сообществом позволят нам сохранить незыблемые духовно-нравственные основы России и воспитать будущих граждан страны и создать полноценный духовно-нравственного компонент обучения и воспитания детей в российской общеобразовательной школе. Это, по слову Святейшего Патриарха Кирилла «не только дело Церкви и государства. Это дело всего нашего народа, всего нашего общества, но, конечно, прежде всего, людей, занятых в сфере образования и педагогики».
Благодарю за внимание.