Катехизация

Варианты катехизации на приходах Смоленской епархии

  1. Регулярные встречи и неформальные беседы на евангельские темы на совместных трапезах после Литургии (подходит для сельских приходов)

В воскресные дни после Литургии можно сформировать общий стол из продуктов, принесенных прихожанами. Дружеская атмосфера и неформальные беседы на евангельские темы будут создавать теплую и непринужденную обстановку, которая возможно послужит привлекающим фактором для очень многих нецерковных людей. На этих братских трапезах может происходить обучение основам веры, обсуждаться правила поведения в храме, строиться христианские взаимоотношения между людьми.

Встречи должны носить целенаправленный характер. Чаще всего на таких встречах изучается Священное Писание.

Смысл существования общин должен быть связан с Евхаристией, как центром духовной жизни, а внешний мир восприниматься общинниками как пространство свидетельствования о Христе, со стремлением динамично пополняться новыми членами и расширять сферу своей деятельности как в храме, так и за его пределами. По этой причине тематика встреч в общине должна касаться смысла жизни во Христе, приобщения к Евхаристии, а также занятий по благовестию и наработке навыков по социальной работе.

Помимо встреч с разговорами община только тогда показывает свою плодоносность, когда приступает к конкретным действиям. Часть общины в таких случаях занимается благоустройством прихода и поддержкой бытовой стороны жизни общины (ремонт и украшение храма, подготовка общинных встреч, попечение о столах и т.п.). Часть общинников занимаются миссионерско-катехизаторской деятельностью (все виды проповеди и обучения), обеспечивая приток новых членов в общину. Еще одна часть общины занимается социально-благотворительной деятельностью (материальная, трудовая помощь, юридическая поддержка и т.п.).

  1. Оглашение через общину  (подходит для сельских приходов)

Если человек желает креститься, священник может ему сказать, что надо полгода походить в храм, попоститься, помолиться, чтобы община тебя узнала, помогла разобраться в возникающих вопросах, а потом, когда община тебя подготовит, то тебя покрестят.

  1. Внебогослужебные собеседования (подходит для приходов крупных поселков и малых городов)

Собеседования с людьми вне богослужебного времени являются формой катехизации тех людей, кто уже начал свой путь воцерковления, но не обрел достаточной устойчивости в понимании собственной веры.

Община может существенным образом подпитывать свои жизненные силы, сохранять живую связь с приходом через постоянное окормление со стороны приходского священника. Наличие сана в восприятии рядового прихожанина делает священника центром духовной жизни. И уже сам опыт пастырского служения показывает, что для привлечения человека в Церковь достаточно проявить элементарное внимание, уделить время на разговор, утешить, воодушевить, и человек начнет обретать для себя Христа.

Внебогослужебные собеседования призваны восполнить этот пробел в общении, что определяет их актуальность. Важно после Литургии не торопиться уйти из Церкви, а спуститься к людям, чтобы уже в частной беседе разрешить вопросы, недоумения, нестроения паствы, утешить, приободрить.

Внебогослужебные собеседования можно расценивать как катехизаторское предприятие в двух значениях этого понятия: как с точки зрения христианской дидактики, так и с точки зрения внутренней миссии.

На решающее значение внебогослужебных встреч в деле воцерковления указывает и Святейший Патриарх Кирилл, предлагая методическое решение этой задачи. Святейший Патриарх заметил, что некоторым людям трудно понимать тексты на церковнославянском языке. Для них Предстоятель предложил расширять и развивать внебогослужебную деятельность Церкви: «Что такое внебогослужебная деятельность? А это собрания. Ни одного слова по-славянски, всё в современной стилистике, в современной культуре, то, что привычно и понятно любому другому человеку. Проходит так полгода, а может год. И человек, который посещает такого рода занятия – он становится человеком церковным, и в храме он начинает все понимать», – заметил Патриарх».

Другая сторона обучающего подхода заключается в том, что на внебогослужебных встречах происходит объяснение богослужения, богослужебных текстов, символический смысл и внутреннее содержание которых непонятны многим прихожанам, даже тем, кто имеет большой «стаж» пребывания в Церкви. Одной из главных задач православной внутренней миссии должна стать доступная для понимания проповедь, обращенная к верующему народу. Особенно важно выделить беседы на литургические и евангельские чтения.

  1. Воскресные школы для взрослых (подходит для городских приходов)

Помимо просвещения и воспитания на православной основе детей и подростков, воскресные школы для взрослых являются очень важным звеном в возрождении приходов как первичной христианской общины единомышленников, духовно окормляемых священниками во главе с настоятелями прихода. Привлечение к деятельности этих школ родителей (родительский комитет, участие в преподавании и т.д.) укрепляет братские духовные связи между прихожанами-родителями и их семьями, создает благоприятную среду для развития молодого поколения.

Помимо стандартного типа обучения в приходских воскресных школах можно указать и на специальные воскресные школы с предметно-тематическим уклоном. Например, для подготовки певчих. Помимо сугубо образовательного процесса собственно катехизаторской деятельностью можно назвать работу по организации летних православных лагерей, паломнические поездки слушателей и преподавателей школы, участие школы с концертными программами православного содержания в мероприятиях городской администрации, на различных предприятиях города, частных фирмах, больницах, интернатах. Церковное пение – это яркая и вдохновенная форма православной проповеди.

Каждое занятие во взрослой группе можно разбить приблизительно на две равные части: в первой части стандартная плановая лекция; во второй части собственно собеседование по вопросам аудитории. Необходимо, чтобы в этих собеседованиях звучали не только монологи преподавателя, но и каждый участник встречи мог высказывать собственное мнение. Кроме этого, во взрослой группе должно проводиться публичное обсуждение различных общественных и общехристианских проблем.

  1. Внешкольные собеседования с родителями детей, посещающих воскресные школы (подходит для крупных поселков и городов)

Внешкольные собеседования можно проводить как встречи священника с родителями учащихся детских групп по организационным вопросам.

В начале деятельности воскресной школы в полноценном масштабе можно убедиться, что положительных сдвигов в христианском воспитании детей невозможно добиться, если не «мотивировать на христианство» их родителей.

Первые встречи можно посвятить трудным вопросам в христианском воспитании детей, от чего отталкиваясь, далее рассматривать с позиций Евангелия различные житейские ситуации и способы решения проблем. Практика показала, что отвлеченные рассуждения, не касающиеся личной жизни слушателей, практически не воспринимаются, особенно женской частью аудитории. По этой причине нужно строить свои беседы в определенном порядке, когда сначала звучит житейская проблема, затем подбирается наиболее близкий по смыслу текст Священного Писания, проводится его трактовка, из которой выводится «рецепт» выхода из сложной ситуации. Очень важно, когда на подобных собеседованиях происходит обмен опытом между слушателями, но обязательно с участием руководителя собеседований, который имеет право вовремя вмешаться и скорректировать ход обсуждения.

  1. Приходское консультирование (подходит для городских приходов)

В настоящее время опыт приходских консультаций обобщен, и на его основе создают службы приходского консультирования. Необходимость появления такой службы вызвана существованием в современной Церкви, так называемой категории «Захожан» – людей крещеных, но не приобщенных к церковной жизни, нецерковных и малоцерковных .

Цель приходского консультирования заключается в первую очередь в оказании необходимой помощи при начальном воцерковлении мирян. В задачи консультанта входит достаточно широкий спектр форм общения с людьми: оказание приходящим доброжелательного и радушного приема для расположения к общению; помощь в ориентации в храме и указание на расположение храмовых святынь; консультации по правилам поведения в храме; разъяснение смысла и последовательности богослужения; ответы на вопросы приходящих и советы в нуждах; оказание посильной помощи по нуждам пришедшего; дача рекомендаций по чтению духовной литературы, молитв, посещения храма, принятия исповеди и причастия.

В приходском консультировании могут участвовать миряне, которые распределяются по дежурным группам. Консультирование проводится в основном в двунадесятые, великие, престольные праздники, субботние и воскресные дни, в дни поминовений, в нерабочие дни гражданских праздников. График работы консультантов определяется в соответствии с расписанием богослужений и текущей необходимостью. Уборщицам и свечницам, а также другим работникам храмов вменяется в обязанность переадресовывать вопросы прихожан к приходским консультантам. Руководство службой приходского консультирования в обязательном порядке осуществляется священником или диаконом, который подбирает дежурных, проводит подготовку, наблюдает за работой и помогает разобраться в сложных ситуациях. Вопросы прихожан записываются в специальный журнал, что помогает впоследствии их классифицировать для выработки «типовых» основ для ответов. Примечательно, что в консультациях тематика вопросов чаще сводится к разъяснению сути Таинств и обрядов: Крещения, Исповеди, Евхаристии, Венчания, освящения воды, икон, наперсных крестов и т.д. 

Техническая организация приходского консультирования в храмах может иметь следующие особенности. В храмах, где проводится консультирование, оборудованы столики, где находится Библия, катехизис, Закон Божий, православный церковный календарь, книга с краткими житиями святых, различные листовки, план храма с указанием святынь, адресная и телефонная книга с указанием данных по епархиальным разделам, православным центрам и службам города.

  1. Приходские листки (подходит для сельских и городских приходов)

В притворе можно установить столик с листками, разъясняющими различные аспекты Богослужения, таинств и т.д.

  1. Стенды (подходит для приходов любых населенных пунктов)

В притворе храма может быть расположен стенд с объявлениями, например, о работе воскресной школы и библиотеки при храме, о ближайших духовно-просветительских мероприятиях, выставках, конкурсах, праздниках, памятных датах, встречах с интересными людьми, паломнических поездках и др. 

  1. Оглашение (подходит для приходов всех населенных пунктов)

Феномен наличия на канонической территории Русской Православной Церкви огромной массы людей, прошедших через Крещение, но не живущих во Христе, а порой даже неверующих, давно получил свое объяснение, связанное с неподготовленностью людей к пониманию Таинства рождения в жизнь вечную и вообще смысла христианской жизни.

Помимо обретения необходимых первичных сведений о вере, человек, прошедший через огласительные собеседования в храме, начинает проникаться чувством того, что он нужен конкретным людям, нужен Церкви и, наконец, нужен Богу. Осознанное вхождение в Церковь дает человеку возможность с полным пониманием сделать для себя выбор жизни во Христе. Кроме этого, осознанный выбор христианского вероисповедания и подлинных знаний не позволяет человеку быть захваченным оккультными суррогатами массовой культуры и псевдоправославных вымыслов.

Решение проблемы оглашения перед крещением имеет в Русской Православной Церкви разные формы:

До введения обязательного оглашения на всех приходах многие приходы нашей Церкви опытным путем пришли к практике проведения от двух до шести, а в некоторых случаях и более бесед, с оптимальной периодичностью один раз в неделю. Только по окончании курса огласительных собеседований слушатели могут принять Крещение. Проблема постоянного пополнения занятий новыми слушателями решается в таких случаях либо созданием параллельных групп, либо введением метода «циклической перестановки». Следуя этому методу, оглашаемому предлагается выслушать точно определенное количество лекций, каждая из которых имеет фиксированную тему, повторяющуюся в цикле. Таким образом, новичок может присоединиться к оглашению в любое время цикла, что позволяет ему выслушать весь установленный курс. В ряде епархий огласительные беседы сопровождаются звуковым и видеорядом. Как дополнительное подспорье для знакомства с вероучением используются фильмы, интернет-ресурсы, подбирается необходимая литература.

Особое внимание многих катехизаторов уделяется такому этапу оглашения, как исповедь перед крещением, которая проводится в порядке откровенной беседы без чтения разрешительной молитвы. Перед крещением новообращенный проходит исповедь (без разрешительной молитвы), об исповеди его заранее предупреждают, чтобы он подумал в свете Евангелия о своих грехах.

В основе оглашения стали использоваться два тематических подхода. В первом случае темы подаются группами, где обсуждаются различные вопросы христианской жизни, нравственности, проводится обзор Священного Писания, к чему добавляется изучение Символа Веры – по несколько членов за одну беседу. При ином подходе на каждой беседе один из членов Символа Веры становится тематически определяющим, а уже к главной теме добавляются темы сопутствующие, где разбираются вопросы нравственности, проблемы духовного формирования и т.п.

И в первом, и во втором случае беседы проводятся по цикличной схеме. На беседах каждому слушателю вменяется в обязанность чтение, от беседы к беседе, по одной из книг Нового Завета. Чтение рекомендуется начинать с Евангелия от Марка, поскольку оно самое короткое, за счет чего воспринимается в самом начале психологически менее болезненно. Затем чтение продолжается по порядку расположения книг. Данная мера направлена на то, чтобы человек более обстоятельно приобщился к одному из главных источников христианского вероучения.

Каждому слушателю также вменяется в обязанность присутствие на воскресной Литургии, где предстоящий священник на ектении об оглашенных читает над слушателями Огласительных бесед молитву об оглашенных. Это условие было введено для того, чтобы человек как минимум смог привыкнуть к храмовой атмосфере и к Богослужениям. Более весомые последствия этой меры могут выражаться в том, что человек пленяется эстетикой храмовых интерьеров и Богослужением. Главным же образом надежда возлагается на Господню благодать, которая может воздействовать на человека гораздо глубже, чем слова поучений.

Если поток желающих пройти беседы значителен, можно ввести принцип разделения людей, на тех кто не крещен и готовится ко крещению сам, и на тех, кто крещен, но должен пройти беседы для крещения детей. Учитывая потребности некоторых групп верующих, можно создать группы, где беседы проводятся три раза в неделю в вечернее время.

В ходе обретения опыта определились также два подхода в оценке итогов прохождения огласительных бесед. Первый подход предполагает прием экзаменов по окончании бесед. Для приема экзаменов мобилизуются студенты семинарии или же воцерковленные слушатели, уже прошедшие цикл бесед. Второй подход основан на том, чтобы пробудить у слушателей бесед живой интерес к Церкви и к ее вероучению. При этом «выпускные экзамены» не проводятся.

Приходя в храм на оглашение, люди находят для себя наиболее комфортную среду, где можно вживую вести общение с людьми живущих в тех же духовно-культурных и языковых традициях. Проще говоря, привыкнув к храму, люди обретают для себя культурный центр, позволяющий найти удовлетворение своих духовных потребностей. Не последним условием подобного успеха является качественная работа катехизатора и наличие внебогослужебной жизни на приходе.

  1. «Эпизодическая» катехизация (подходит для приходов крупных поселков и городов)

Суть метода заключается в обращении к значительным массам народа, приходящего на большие праздники и крупные церковные события. Так, в силу обычая огромное скопление народа происходит перед ночным богослужением на Рождество и Пасху.

«Эпизодической» катехизацией можно назвать звуковую трансляцию христианских аудиолекций людям, собирающимся на освящение куличей на Пасху или стоящих в очереди за святой водой на Богоявление. Раздача листков и приглашение на огласительные и библейские беседы.

Желающих поисповедоваться из числа приходящих, могут исповедовать дежурные священники.

  1. Ответы на жизненные вопросы, предварительно собранные на исповеди или заданные напрямую (подходит для сельских приходов)

Выход священника до Богослужения с проповедью, носящей характер разговора о жизненных потребностях, сопровождается огромным напряженным вниманием людей. Еще больше людей привлекает подобная форма общения, когда проповедник ведет беседу в виде ответов на жизненные вопросы, предварительно собранные на исповеди, в других ситуациях или заданных напрямую.

  1. «Вживление в общину», т.е. возможность петь на богослужениях всем прихожанам, стоящим в храме (подходит для сельских приходов)

Методом, который можно было бы назвать «вживлением в общину», является возможность петь на богослужениях всем прихожанам, стоящим в храме.

На каждой ранней Литургии среди прихожан стоят несколько профессиональных певчих, которые запевают предельно простые варианты богослужебных песнопений, и их потом начинает петь народ. Помимо вдохновляющего чувства участия в Богослужении, поющие прихожане волей-неволей стараются понять содержание и смысл гимнографических текстов, интересуются историей их создания, что позволяет не только лучше познавать содержание литургического богословия, но и еще больше вживаться в жизнь прихода, осознавая себя не статистом, а действующим, нужным «элементом» в служении Богу.

Основой народного хора могут стать слушатели взрослой группы воскресной школы, которые прошли предварительное обучение с профессиональным регентом. Используя эту особенность и приглашая на проповедях к участию в народном пении всех желающих, автор попутно имеет больше возможностей найти мотив для прихода человека в воскресную школу, которая уже стала основой приходской общины.

  1. Досуговые формы (Выставки, поездки, капустники, клубы, киноклубы) (подходит для приходов крупных поселков и городов)

Храм должен может стать не только местом молитвы, но и культурным центром – местом общения, местом «потребления информации», а также местом увлекательного и полезного досуга. Актуальность развития на приходе внебогослужебного общения и организации досуга велика. Должны быть возможности организовывать выставки, поездки, концерты, представления и т.д.

Внебогослужебные формы – общение, клубы, киноклубы, в основном это формы досуга, – не должны восприниматься священством как форма забавы. Здесь важны не личные вкусовые предпочтения, а особый, даже холодный расчет: «Не то, что мне интереснее, а что уместнее, что принесет большую пользу другим людям»».