Образование

ИНФОРМАЦИЯ
о преподавании дисциплин духовно-нравственного направления
в образовательных организациях Смоленской области
в 2016-2017 учебном году

1. В 2016 учебном году по итогам мониторинга развития системы духовно-нравственного воспитания и образования, представленного муниципальными органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования было выявлено, что предмет

«История православной культуры земли Смоленской» изучают 7726 учащихся (больше на 454 чел. по сравнению с 2015-2016 учебным годом) в 342 образовательных организациях,

факультативы по основам православной культуры (в том числе занятия во внеурочной деятельности) изучают 6325 учащихся (меньше на 1224, т.к. часть факультативов перешли в предметную область ОДНКНР) в 194 образовательных организациях,

кружки по основам православной культуры в 63 дошкольных образовательных организациях изучают 2193 воспитанника (больше на 361 чел.),

кружки по основам православной культуры в 21 организациях дополнительного образования изучают 773 воспитанника (больше на 244 чел.),

факультативы по основам православной культуры (в том числе общественно полезные практики студентов) в 16 организациях профессионального образования изучают 2681 обучающихся (больше на 1717 чел.),

в 14 школах-интернатах Смоленской области изучают основы православной культуры 296 воспитанников (меньше на 127 чел.).

Модуль «Основы православной культуры» комплексного курса ОРКСЭ изучают 7024 учащихся (83%) (больше на 206 чел.) в 349 образовательных организациях.

Предметную область «Основы духовно-нравственной культуры народов России» изучают 14 360 школьников в 330 образовательных организациях.

Всего в 454 образовательных организациях Смоленской области дисциплины духовно-нравственного содержания изучают 41328 обучающихся.

2.Увеличение цифровых показателей количества обучающихся, охваченных кружковыми и факультативными занятиями духовно-нравственного содержания, прослеживается в общеобразовательных организациях 7 муниципальных образований Смоленской области:

— г. Десногорск – на 109 обучающихся;

— Гагаринский район – на 82 обучающихся;

— Дорогобужский район – на 58 обучающихся;

— Починковский район – на 96 обучающихся;

— Рославльский район – на 113 обучающихся;

— Сычёвский район – на 277 обучающихся;

— г. Смоленск – на 599 обучающихся.

Снижение цифровых показателей количества обучающихся, посещающих кружки и факультативы духовно-нравственной направленности, наблюдается в общеобразовательных организациях 11 муниципальных образований Смоленской области:

— Велижский район – на 91 обучающийся;

— Демидовский район – на 21 обучающийся;

— Духовщинский район – на 36 обучающихся;

— Ельнинский район – на 195 обучающихся;

— Новодугинский район – на 135 обучающихся;

— Руднянский район – на 219 обучающихся;

— Сафоновский район – на 609 обучающихся;

— Смоленский район – на 78 обучающихся;

— Холм-Жирковский район – на 99 обучающихся;

— Шумячский район – на 17 обучающихся;

— Ярцевский район – на 667 обучающихся.

В общеобразовательных организациях 4 муниципальных образований Смоленской области кружки и факультативы духовно-нравственного направления не ведутся на протяжении 2 учебных лет:

— Ершичский район, Краснинский район, Монастырщинский район, Угранский район.

В общеобразовательных организациях Глинковского и Тёмкинского районов кружки и факультативы духовно-нравственного направления ведутся с 2016-2017 учебного года.

3.Прослеживается увеличение цифровых показателей количества обучающихся, изучающих учебный предмет «История православной культуры земли Смоленской», в общеобразовательных организациях 12 муниципальных образований Смоленской области:

— Вяземский район – на 76 обучающихся;

— Гагаринский район – на 67 обучающихся;

— Глинковский район – на 13 обучающихся;

— Дорогобужский район – на 90 обучающихся;

— Духовщинский район – на 74 обучающихся;

— Краснинский район – на 31 обучающийся;

— Новодугинский район – на 20 обучающихся;

— Рославльский район – на 69 обучающихся;

— Сычёвский район – на 28 обучающихся;

— Тёмкинский район – на 17 обучающихся;

— Угранский район – на 22 обучающихся;

— Ярцевский район – на 87 обучающихся.

Снижение цифровых показателей количества обучающихся, изучающих учебный предмет «История православной культуры земли Смоленской», наблюдается в общеобразовательных организациях 4 муниципальных образований Смоленской области:

— Монастырщинский район – на 21 обучающийся;

— Починковский район – на 22 обучающихся;

— Руднянский район – на 49 обучающихся;

— г. Десногорск – на 34 обучающихся.

Прослеживается увеличение общей численности обучающихся, изучающих учебный предмет «История православной культуры земли Смоленской» в общеобразовательных организациях Смоленской области по сравнению с 2015-2016 учебным годом.

4.В 13 муниципальных образованиях Смоленской области воспитанники дошкольных образовательных организаций изучают дисциплины духовно-нравственного направления:

— Вяземский, Глинковский, Дорогобужский, Духовщинский, Рославльский, Сафоновский, Смоленский, Сычёвский, Угранский, Шумячский, Ярцевский районы, г. Десногорск, г. Смоленск.

В дошкольных образовательных организациях 3 муниципальных образований Смоленской области (Рославльский, Сычёвский, Шумячский районы) данные дисциплины ведутся с 2016-2017 учебного года.

В дошкольных образовательных организациях 5 муниципальных образований Смоленской области (Гагаринский, Ельнинский, Новодугинский, Хиславичский, Холм-Жирковский районы) данные дисциплины в 2016-2017 учебном году не ведутся.

Значительный рост показателей по данному критерию прослеживается в дошкольных образовательных организациях Вяземского, Дорогобужского и Смоленского районов.

5. В образовательных организациях дополнительного образования 13 муниципальных образований Смоленской области имеются объединения обучающихся, в которых изучаются дисциплины духовно-нравственного направления:

— Вяземский, Демидовский, Дорогобужский, Ершичский, Краснинский, Новодугинский, Рославльский, Сычёвский, Угранский, Холм-Жирковский, Ярцевский районы, г. Десногорск, г. Смоленск.

В учреждениях дополнительного образования 4 муниципальных образований Смоленской области (Ершичский, Смоленский, Сычёвский районы, г. Смоленск) объединения данной направленности функционируют с 2016-2017 учебного года.

В учреждениях дополнительного образования 4 муниципальных образований Смоленской области (Велижский, Монастырщинский, Руднянский, Сафоновский районы) объединения духовно-нравственного направления в 2016-2017 учебном году не ведутся.

Значительное снижение показателей по данному критерию прослеживается в учреждениях дополнительного образования Вяземского, Дорогобужского, Новодугинского, Угранского, Холм-Жирковского районов.

6.Таким образом можно сделать следующие выводы:

— во всех типах образовательных организаций Смоленской области изучаются дисциплины духовно-нравственного направления.

— имеет место расширение географии преподавания дисциплин духовно-нравственной направленности в дошкольных образовательных организациях, учреждениях интернатного типа и профессиональных образовательных организациях.

— наблюдается положительная динамика охвата обучающихся дисциплинами духовно-нравственного содержания на протяжении двух последних учебных лет.