Результаты мониторинга реализации предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (ОДНКНР), проведенного в общеобразовательных организациях Смоленской области

При поддержке Международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива».

Информационно-аналитическая справка по итогу проведения регионального мониторинга реализации учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в основном общем образовании (5—9 кл.)
в 2019/2020 учебном году

В соответствии с реализацией проекта, ставшего победителем международного открытого грантового конкурса «Православная инициатива 2018-2019», «Православная культура Смоленской земли — комплекс мероприятий по поддержке реализации предметной области ОДНКНР в Смоленской области» по поручению Департамента Смоленской области по образованию и науке ГАУ ДПО СОИРО в период с 23 мая по 07 июня 2019 года был проведен мониторинг реализации в общеобразовательных организациях Смоленской предметной области ОДНКНР (информационное письмо ГАУ ДПО СОИРО от 23.05.2019 № 477).

Цель мониторинга — получение достоверной информации о реализации предметной области ОДНКНР в образовательных организациях Смоленской области.

На основании данных, полученных в ходе проведения мониторинговых исследований о реализации предметной области ОДНКНР в образовательных организациях Смоленской области, можно сделать следующие выводы:

1. Предметная область ОДНКНР реализуется во всех 346 общеобразовательных организациях Смоленской области (имеющих уровень основного общего образования (5—9 кл.)

На территории Смоленской области реализация предметной области осуществляется через учебные курсы по выбору за счет часов части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений, а также через систему внеурочной деятельности.

2. Предметная область ОДНКНР в 27 муниципальных образовательных организациях в абсолютном большинстве образовательных организаций реализуется через урочную форму — более 76% образовательных организаций (Приложение 1). При этом используется вариативный подход к определению содержания предметной области, о чем свидетельствует наименование учебных предметов:

  • «Основы духовно-нравственной культуры народов России» (5—8 классы);

  • «История православной культуры земли Смоленской» (7—8 классы);

  • «Основы православной культуры» (5—7 классы);

  • «Истоки» (5—9 классы).

3. 7% образовательных организаций реализуют предметную область ОДНКНР во внеурочной форме. 17% образовательных организаций реализуют предметную область ОДНКНР как в урочной, так и в внеурочной формах (Приложение 1).

4. Направление (тематика), которое отражает содержание реализуемого курса по предметной области ОДНКНР, в большинстве образовательных организаций представляет продолжение модулей курса ОРКСЭ — 68%, региональной программы — 23%, модульного изучения в различных учебных предметах и курсах — 4%, модулей курса ОРКСЭ и региональной программой — 2%, не указано направление — 2% (Приложение 2).

5. Большинство образовательных организаций в своей работе использует аудиовизуальные и наглядные материалы при реализации предметной области ОДНКНР — 76%. Не используют аудиовизуальные и наглядные материалы при реализации предметной области ОДНКНР 23% школ, а 1% вообще не указал никакой вариант (Приложение 3).

6. Среди форм аттестации предметной области наиболее востребованной является тестирование, а также творческая работа — 17%, оценочная система — 11%, зачет — 11%, собеседование — 8%, контрольная работа — 4%, разные — 2%, не оценивается — 2% (Приложение 4).

В целях обеспечения системного подхода к эффективной реализации предметной области ОДНКНР руководителям и специалистам органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования, рекомендуем:

  • обеспечить ежегодное проведение мониторинговых исследований по реализации в общеобразовательных организациях Смоленской области предметной области «ОДНКНР» в соответствии с формами, предложенными ГАУ ДПО СОИРО;

  • обеспечить своевременное прохождение курсовой подготовки и переподготовки педагогическими работниками, осуществляющими преподавание предметной области «ОДНКНР» в общеобразовательных организациях Смоленской области.

Начальник Центра духовно-нравственного просвещения

Ю. Л. Кочкина

 

Приложения